Пожалуйста включите в браузере поддержку JAVA-Script!










«Йога-сутры» Патанджали

В древнейшем трактате по йоге "йога-сутрах" Патанджали описаны ступени самосовершенствования, восходя по которым, человек получает всё больший духовный опыт и практические знания о собственной природе тела, ума, сознания и окружающей реальности.
"Йога-сутры" состоят из 193 афоризмов, которые раскрывают смысл философии йоги, то есть показывают цель – самосовершенствование и духовное развитие. А так же описывают средства, которые используются для достижения этой цели.
Патанджали представил путь йоги в виде восьми ступеней восхождения:
1. Яма — это этические правила и морально-нравственные принципы во взаимоотношениях с людьми и с природой. Яма включает в себя следующее:
Ненасилие - непричинение вреда другим живым существам в поступках и словах, благожелательность ко всем людям.
Неворовство - отказ от стремления к обладанию чужими вещами, отказ от стремления иметь что бы то ни было незаслуженно.
Правдивость - отказ от лжи и обмана, быть честным как с собой, так и с другими. Честное отношение к работе и деньгам.
Свобода от ненужных вещей (не необходимых), которые отвлекают внимание от главного: от духовной устремлённости к Абсолюту. Чтобы не развивать в себе такие качества как привязанность, жадность, эгоизм.
Воздержание - это правило подразумевает искренний отказ от земных наслаждений, поисков славы, почестей, от украшательства своего тела. Следует жить так, чтобы овладеть своими влечениями, а не позволять им владеть собой.
2. Нияма – это набор правил самодисциплины, которых должен придерживаться человек, практикующий йогу. Мы освещаем 5 основных принципов и ряд дополнительных, которые были введены позже. Нияма включает следующие принципы:
Чистота тела - личная гигиена, отказ от алкоголя и табака, отказ от пищи приготовленной из мяса животных, чистота одежды и дома;
Благоприятная речь - избавляться от слов-паразитов, говорить просто и искренне от сердца;
Чистота ума - отсутствие отрицательных эмоций - таких, как гнев, ненависть, страх, алчность, гордыня, страсть. Важно научиться прощать и не видеть врагов в других людях. Стараться думать о благостных вещах.
Скромность и удовлетворенность - отказ от желания заполучить больше, чем имеется в наличии. Разумно относиться к своим желаниям, ценить то, что имеешь в настоящий момент времени. Поддержание положительного эмоционального фона, что должно стать постоянным естественным состоянием для йога.
Самоограничение - строгость к себе для борьбы со своими негативными склонностями и пороками.
Изучение духовных писаний - это помогает человеку приобретать истинные знания.
Размышлять о смысле жизни - систематически думать о своем предназначении на планете, смысле рождения в человеческом теле.
Самопознание - систематически размышлять над вопросом "Кто Я ?", искать свою духовную сущность, которая больше тела и ума. Стараться жить в отождествлении с Духом, сознавая себя душой, живущей через тело.
Бескорыстие - беспристрастность, нейтральное отношение, быть выше радости побед и горечи поражений, не привязываться к результатам своих действий и не оценивать их.
Вера в Бога - ощущение постоянного присутствия Его как Свидетеля и Учителя всего происходящего. Такой человек понимает, что в каждый момент времени Высшие силы создают для него оптимальные условия для его развития.
3. Асаны – это специальные фиксированные позы тела, в которой гармонизируются функции организма. С точки зрения йогов, тело является храмом души, и забота о его здоровье – важная стадия духовного развития. Это направление сейчас хорошо известно и развито в России как Хатха-йога.
4. Пранаяма – это управление жизненной энергией тела при помощи дыхательных упражнений. Это позволяет накапливать жизненную энергию "прану".
5. Пратьяхара – это контроль ума над чувствами, которые стремятся к удовлетворению мирских желаний. Когда человек умеет контролировать чувства, он освобождается от привязанностей внешнего мира, получает огромное количество психической энергии, что приводит к ясной концентрации внимания и сосредоточению.
6. Дхарана – это концентрация внимания на каком-либо объекте или процессе, сосредоточение. Это стадия сильной концентрации, когда поток мыслей останавливается и все внимание уделяется только одному объекту/процессу. У большинства людей мысли неуправляемые, бесконтрольно блуждающие, а их ум можно сравнить с повозкой, запряженной лошадьми, но без кучера. Лошади несутся, куда хотят, потому что ими никто не управляет.
Йог на этой ступени заставляет разум работать исключительно только в выбранном направлении. Он пресекает беспорядочные блуждания разума в потоке возникающих ассоциаций и порождаемых новых мыслей. На этой ступени человек обретает возможность приблизиться к восприятию истинной природы своего духовного «Я» и остановить поток беспорядочных мыслей.
7. Дхьяна – это непрерывное сосредоточение и созерцание, т.е медитация, продолжительная фокусировка внимания, направленного на выбранный объект или процесс.
8. Самадхи – это духовное состояние сознания вне ментального ума, соединение с Космической энергией, Абсолютом.
Медитирующий йог выходит за границы умственного "я". Он начинает осознавать глубокую связь с мирозданием, взаимосвязь со всеми живыми существами. В состоянии самадхи сознание достигает покоя и блаженства, так как снимаются противоречия между внутренним миром и внешним миром, между субъектом и объектом, и индивидуальное сознание (микрокосм) сливается с космическим абсолютом (макрокосмос).
Самадхи – это духовное состояние, в котором достигается самый глубокий уровень сознания.

Достижение самадхи является вершиной восьмеричного пути, поэтому йогом в полном смысле слова можно называть человека лишь тогда, когда он может уверенно выходить в такое экстатическое состояние и устойчиво быть в нем. Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку йоги. Без преувеличения можно сказать, что освоение состояния самадхи способствует личному духовному развитию, а также можно говорить о йоге как о системе развития и эволюции всего человечества.